Реклама


Главная страница arrow Библиотека
Библиотека статей
Подпишитесь на новые статьи через RSS или получайте извещения на email


Книга как чужой

"Независимая Газета" от 14.02.2002

Кирилл Куталов-Постолль

В минувшем месяце открылись три проекта, по совокупности стоящие, быть может, вообще всего интернета вместе взятого. Во-первых, почти одновременно с выставкой в сети открылся новый проект Владимира Тучкова "Новая русская реклама. Покаянная акция" (http://levin.rinet.ru/ruletka/). Во-вторых, открылся замечательный официальный веб-сайт Маршала СССР Семена Буденного (http://www.budenney.ru), скрывающийся под скромным жанровым определением "военно-исторический проект". В-третьих, Сергей Тетерин завершил работу над проектом "Кибер-Пушкин 1.0 beta" (http://www.teterin.ru/pushkin.htm).

Проекты эти, безусловно, литературные. В разной степени и с разных точек зрения Тучков использует разошедшуюся на афоризмы классику, веб-сайт маршала представляет из себя явление преимущественно агиографическое, а кибер-Пушкин обучен правилам стихосложения.

В то же время нарочитая деструктивность этих проектов осуществляется на уровне, превосходящем различные локальные деструктивности, характерные для тех или иных видов нового искусства. Иными словами, все проекты разные - медиаарт, пастиш, даже "военно-исторический проект", но определенное сущностное сходство между ними перекрывает эту разницу, создавая совершенно особый контекст.

Подробнее...
 
Флэшмоб как социальное творчество
А на Невский слетелася стая сапог,
А на Невском такая стоит кутерьма...
Ю. Шевчук

Творческий процесс всегда был одним из важнейших инструментов выражения как собственной человеческой индивидуальности, так и отражением норм и правил массового сознания, которые закреплялись в продуктах творчества. Для осуществления творчества необходима активизация всех духовных сил человека. В процессе вхождения в творчество идет постепенное повышение как интеллектуального, так и эмоционального уровня субъекта, а значит, процесс творчества предполагает напряжение всех психофизических сил индивида. Поэтому творчество может быть охарактеризовано как наивысшая форма интенсивного развития психоинтеллектуального уровня человека. Во время творчества человек переходит на качественно новую ступень восприятия окружающей действительности: он познает мир, осознает свое место в нем с позиций неведомых ранее новых перспектив. Создание нового влечет за собой нарушение сложившихся субъектно-объектных связей, приводит к трансформации реальности. В итоге индивид вынужден подгонять себя под реалии вновь созданного бытия.
Подробнее...
 
Йонас Мекас, киноавангардист

Йонас Мекас - родился 24 декабря 1922 г., деревня Семенишкес, Литва.

Jonas Mekas was born in 1922 in the farming village of Semeniškiai, Lithuania

Невозможно представить, в каком направлении шло бы развитие нью-йоркского киноандеграунда, если бы не энергетика Мекаса, кинохудожника, поэта, теоретика, кинокритика и организатора, способного «по природе своей делать сто вещей сразу и работать на сотне уровней одновременно» (Mekas Jonas. Diaries. 1959—1970. N.Y., 1972. P. 87). С настоящим подпольем была связана его юность в захваченной советскими, а чуть позднее немецкими войсками Литве: опубликовав первую книжечку стихов в 14 лет, Йонас помогал издавать подпольную антинацистскую газету, о чем стало известно гестаповцам. Чтобы избежать ареста, они с братом Адольфасом сели на поезд до Вены, собираясь поступить там в университет. Но в Германии вагон прицепили к поезду с военнопленными, следующему в трудовой лагерь под Гамбургом, куда братья были интернированы. По окончании войны — череда организованных союзниками лагерей для перемещенных лиц, где можно было смотреть фильмы, в основном американские и немецкие, учиться в университете Майнца и даже публиковаться; в 1948 г. появляется его поэтический сборник "Семенискайские идиллии».

Подробнее...
 
Постмодернизм в Калифорнии: Helter-Skelter

Выставка «Кое-как (Helter-Skelter): Искусство Лос-Анджелеса 1990-х гг.» была устроена, по формулировке ее куратора Поля Шиммера, с целью показать «теневые стороны современной жизни», «отчуждение, одержимость, заблуждения и типические для города пороки». Культура Лос-Анджелеса, которую часто с энтузиазмом приравнивали к растленному концу века (fine de ciecle), была представлена невольницей апокалиптических сценариев, некрофильского секса, жестоких фантазий, наркоманского забытья и простого элементарного страха. Там были экстраогромные скульптуры — если это слово подходит — Нэнси Рубине, которая громоздила горы полусгнившего мусора вроде старых матрасов (это была музейная инсталляция), а меж деревьев, в парке, устроила свалку изуверски разбитых грузовиков, деталей самолета, автоприцепов, холодильников и тому подобного.

image0s03.jpg

Подробнее...
 
Век удобных карманных камер
Сьюзен Сонтаг о фотографии

Эпоха, когда для съемки требовались громоздкие и дорогие устройства — игрушки искушенных, богатых и одержимых, — кажется очень далекой от нынешнего века удобных карманных камер, позволяющих делать снимки любому. Первыми аппаратами, изготовлявшимися во Франции и Англии в начале 1840-х годов, пользоваться могли только изобретатели и энтузиасты. Поскольку не было профессиональных фотографов, не было и любителей, и фотография не имела отчетливого социального применения; это была произвольная, то есть художественная, деятельность, хотя и без больших претензий на то, чтобы называться искусством. Искусством она стала только в результате индустриализации. Благодаря развитию техники у фотографии появились социальные применения и — как реакция на это — осознание себя как искусства.
Подробнее...
 
Постмодернизм в Калифорнии: Лари Питман
Лос-Анджелес с окрестностями разработал вполне своеобычную культурную манеру — достаточно своеобычную для получения международного статуса и достаточно амбициозную, чтобы добиться полномочного признания даже в далеком Нью-Йорке. По крайней мере, с начала 1950-х — когда художники Лос-Анджелеса получали образование благодаря щедрым стипендиям Билля о казенном имуществе от 1946 г. и когда такие, как Уоллес Берман, Джордж Хермс и Уолли Хедрик, сделали решающий вклад в культуру битников, а Эд Киенхольц и, позже, Брюс Коннер, Джон Бальдессари и Эд Руша создали вариант концептуализма, присущий только этой среде, — Лос-Анджелес и его северный брат, Сан-Франциско, закладывали основы того скептически-гедонистического восприятия массовой культуры, аналога которому нет нигде в мире. Может быть, тут сопоставим только международный реджионализм Чикаго.
Подробнее...
 
Коллекционировать фотографии — значит коллекционировать мир
Сьюзен Сонтаг о фотографии

Человечество все так же пребывает в Платоновой пещере и по вековой привычке тешится лишь тенями, изображениями истины. Но фотография учит не так, как более древние, более рукотворные изображения. Во-первых, изображений, претендующих на наше внимание, теперь гораздо больше. Инвентаризация началась в 1839 году, и с тех пор сфотографировано, кажется, почти все. Сама эта ненасытность фотографического глаза меняет условия заключения в пещере — в нашем мире. Обучая нас новому визуальному кодексу, фотографии меняют и расширяют наши представления о том, на что стоит смотреть и что мы вправе наблюдать. Они — грамматика и, что еще важнее, этика зрения. И, наконец, самый грандиозный результат фотографической деятельности: она дает нам ощущение, что мы можем держать в голове весь мир — как антологию изображений.
Подробнее...
 
Современная фотография и концептуализм
Бойд Уэбб, новозеландец по рождению, предпочитал делать глянцевую цветную фотографии размером с дорогую картину, выстраивая на ней сюрреалистические сцены, одновременно невероятные и невероятно реальные. Может показаться, что это был сигнал об отходе от декларированного ранним концептуализмом стремления все анализировать и перечислять, — но также такого рода работы можно рассматривать как дорожку как раз в ту же сторону, к сюжету и повествовательное™. Фотосцены Уэбба — результат длительной подготовки с применением подъемников, блоков, подвесных декораций, подсветки, всячески переделанных и замаскированных предметов — требовали настоящих режиссерских усилий, а во времена раннего концептуализма этот подход, ввиду связанных с ним коммерческих коннотаций, был политически очень непопулярен. Реальность присутствует здесь в монтаже, о котором большинство тех, кто смотрит на законченную фотографию, даже не догадывается. Цвет кричит; обстановка слащавая, даже сюрреальная. Идя этим путем, и Уэбб, и голландские художники предваряли более широкую тенденцию конца семидесятых, когда фотография стала философски мощной и рефлективной.

001image001.jpg

Бойд Уэбб - Кормление
Уникальная цветная фотография 150x120см
Галерея Искусства. Саутгэмптон, Англия

В таких работах, как эта, эффект создается контрастом между причудливой эксцентричностью обстановки и изобразительными средствами цветной фотографии размером с модернистское полотно маслом. Чем дальше, тем больше Уэбб интересовался темой выживания человека. На приведенной здесь фотографии одетый человек лежит "под водой", присосавшись к соску кита. Шкура кита — это в натуральную величину старая прорезиненная ткань, а сосок — индийский овощ.
Подробнее...
 
Артгруппа monochrom: цифровые и аналоговые диверсии
Наташа Фукс

Активистские инициативы этой венской арт-группы очаровывают своей художественно-технической философией, а «поп-взгляд» на окружающие вещи неизменно вызывает улыбку. В мае 2011 г. один из создателей монохрома Гюнтер Фризингер прочитал изучающим в университете Донау историю медиа-арта студентам лекцию, вдохновившую меня впоследствии взять у него интервью. Первый вопрос я ему задала о том, как учреждали монохром. Гюнтер объяснил, что монохром появился в 1993 году в виде фензина о киберкультуре, науке, теории, культуроведении и археологии поп-культуры в повседневной жизни. Формат коллажа, в котором он издан, напоминает ранние «сделай-сам фензины» панковского (панкзины) и нью-вейвского андеграунда, а также «авторские книги» таких мастеров, как Дитер Рот, Мартин Киппенбергер и других. Однако уже вскоре монохром пошел дальше самодельных журнальчиков, со всею ответственностью влияя на умы посредством фильмов, перформансов и фестивалей. Если вам случайно доведется быть осенью в Вене, обязательно загляните на фестиваль paraflows – один из главных проектов монохрома.
 
 
 
Подробнее...
 
Поэт, взорвавший город

В Омске вспоминают эпатажного Давида Бурлюка

Сенсационной стала выставка в Омском литературном музее с громким названием "Мы, футуристы невольные…". Экспозиция посвящена 130-летию со дня рождения "Отца российского футуризма" Давида Бурлюка.


От традиционного футуристического макияжа — собачек и лошадок на щеке – начинающие омские филологи отказались. 130-летие "отца российского футуризма" Давида Бурлюка они отметили, читая его стихи. В колчаковской столице, куда эпатажный Бурлюк приехал на гастроли, они впервые прозвучали в 1919 году. "Его появление в оценке прессы тех лет, в оценке мемуаристов было подобно бомбе, которая взорвала жизнь Омска, — рассказывает Виктор Вайнерман, директор Омского литературного музея имени Достоевского. — Здесь открывались литературные вечера, проходили поэтические дуэли, футуристы с представителями других поэтических школ соревновались в поэтическом мастерстве. Омск кипел, бурлил!"

Подробнее...
 
Что такое саунд-арт?
Цитата из книги: "Sound Art: Beyond Music, Between Categories", New York, 2007.
Автор: Alan Licht. Перевод: Cyland MediaLab

Саунд-арт - это термин, которым начиная с конца 1990-х годов стали пользоваться все чаще и чаще, хотя приемлемое для всех определение этого слова так и не было найдено. Как это часто случалось со многими художественными движениями, многие практики саунд-арта, приветствовавшие словосочетание "саунд-арт", не слишком доверяют самому термину. Ниже приведены три трактовки этого термина от трех художников, которые принимают звук как основную среду творчества: это Aннea Локвуд и Макс Нойхaуз, с 60-х годов изучавшие звук как естественный элемент, как новую форму композиции вдали от концертного зала и даже как инструментовку; и художник, за последние двадцать пять лет в своем творчестве размывший границы между миром искусства и миром музыки - Кристиан Maрклей. То, что никто из них, похоже, не одобряет данный термин, говорит о многом. По правде сказать, художники нередко противостоят критическим классификациям, - но в данном случае, этот факт выявляет понятийную путаницу, что именно - и кого - "саунд-арт" на самом деле означает.
 
Fear of High Places and Natural Things
Stephen Vitiello
Fear of High Places and Natural Things, 2004. Modified CD player,
stereo CD, nine 10-inch speakers. Courtesy of the artist and
The Project, New York City.

Подробнее...
 
Искусство без произведения искусства
Задача сегодня стоит прежде всего в том, чтобы описать те правила формирования общности, которые имманентно присущи именно современному искусству, а не институциям, его обслуживающим. Это вопрос о том, как функционирует то, что можно назвать «сообществом художников». Очевидно, что оно формируется вокруг деятельности именно в том искусстве, которое опознается как «новое» или современное, а не вокруг любой творческой и художественной активности. Конечно, можно рассматривать период 90-х с исторической, социологической точки зрения, и такие попытки осмысления последнего десятилетия предпринимаются неоднократно. Однако мне кажется существенным и определяющим именно тот факт, что это какие-то особые типы общности с новыми ценностями, с новой проблематикой, перегруппировкой социальных сил - организуются вокруг некоторого достаточно странного явления, каковым является современное искусство.
Подробнее...
 
Далее...