Реклама


Главная страница
Шаман современных медиа: физика и лирика Сергея Тетерина, художника и человека

В то время как одни художники несут свое искусство в массы, выходя на улицы, в скверы и парки, другие, напротив, уходят в виртуальность. Последние используют вместо холстов и красок видеокамеры и прочие высокотехнологические навороты. На Западе поборники технологий появились еще в середине прошлого века, у нас - почти на сорок лет позже. Московские пионеры медиа-арта Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев начинали в девяностых. Несколькими годами позже взял смелость назвать себя медиахудожником Сергей Тетерин. В провинции, от Камчатки до Урала, за «художников будущего» отвечает именно он. Географически находясь в Перми, Тетерин по сути давно живет в глобальной деревне (так назвал Всемирную паутину канадский философ Маршалл Маклюэн). Чтобы его увидеть, нужно только подключиться к Сети.

Статья Юрия Куроптева (2007 г.)

Мы знакомились с ним трижды. И каждый раз, кроме последнего, благополучно забывали об этом. Сначала он был поэтом, автором уморительных стихов «Когда я еду к тебе, // Мои дребезжат зубы. // Не потому что боюсь, // А потому что трамвай», потом стал офисным работником, который на досуге писал постмодернистскую прозу. Но в конце концов мутировал в художника со странно звучащей для среднестатистического уха приставкой «медиа».

Недавно «TimeOut» назвал Сергея Тетерина одним из 15 гуру российского Интернета. На вопрос журнала, за чем в Рунете будущее, художник ответил так: «Самое перспективное и интересное в русском Интернете — взаимоотношения вовлеченных в коммуникацию людей».

В сущности, это и есть суть медиа-арта - вовлекать в коммуникацию зрителей. Только если традиционный художник делает это с помощью холста и красок, то нынешний творец вызывает катарсис с помощью новейших технологий: Интернета, компьютера, мобильной связи или видео. Если посмотреть в обратной перспективе, можно отчетливо увидеть, как проекты Тетерина в зависимости от развитости и доступности тех или иных технологий захватывали все новые средства коммуникации.

Символично, что первая громкая акция Тетерина стартовала накануне миллениума. В качестве «материала» для своей работы художник использовал... желания людей, ожидающих от глобальной смены эпох не только политических, экономических и т. д. перемен, но и личных. В конце 1999 года Сергей пригласил всех живущих в Сети отправить свои желания на сайт. Желания, которые можно было отправлять через Интернет, e-mail или по телефону, автоматически передавались на специальный сайт. Таким образом в Сети была создана вавилонская библиотека личных желаний.

«Мы стремились создать у зрителя волнующее ощущение вовлеченности в современные процессы межчеловеческих коммуникаций, добиться эффекта ритуального характера происходящего», - объяснял автор. Проект был продолжен уже вне Сети: по мотивам желаний пермские художники создали картины, а также был снять видеофильм. Такая же схема была использована в провокативном проекте «За что мы не любим Маскву» (никакой ошибки нет -просто автор проекта решил высмеять старомосковский выговор). На сайте пользователю предлагалось ответить на вопросы: легко ли живется в Москве немосквичу? за что в Москве не любят приезжих? что мы можем с этим сделать?

Проект попал, что называется, в струю. Пермскую инициативу решил поддержать Марат Гельман. Во-первых, в конце девяностых в Москве была введена регистрация приезжих, а во-вторых, в то время политтехнолог Гельман получил заказ «наехать» на мэра Лужкова. Таким образом, «москваненавистнический» проект вышел в офф-лайн. После интернет-акции в галерее Гельмана была организована выставка «Приезжий», на которой художник Юрий Хоровский визуализировал весьма нелицеприятные отзывы провинциалов со всей страны.

После проекта «За что мы не любим Маскву» и выставки «Приезжий» провинциальный художник Сергей Тетерин получил московскую прописку и стал работать у Гельмана. Но недолго. «Он (Марат Гельман. - Ред.) не был заинтересован в моем развитии как медиахудожника, поскольку занимается ассимиляцией талантов из российской провинции, - признавался мне Тетерин в одном из интервью. - В его галерее талантливые люди годами работают дизайнерами, оформителями, координаторами и т. д. с обычной зарплатой. В Москве вообще к провинциалам отношение не легкое: их заставляют делать то, что сами москвичи за небольшие деньги делать не желают».

Спустя год новоиспеченный москвич снова стал свободным медиа-артистом, но уже не провинциальным, а безо всяких скидок интернациональным. В 2001 году он выступил в качестве организатора первого российского медиа-арт-фестиваля «Read_Me 1.2». А еще через год перебирается в Пермь. О причинах своего переезда высказался кратко и лаконично: «Готовить проекты в Перми гораздо дешевле и спокойнее, чем в Москве. Но я ориентирован на успех за границей. Лететь в Вену или Берлин из Перми не сложнее, чем ехать на поезде из Перми в Москву».

Чтобы сделать новый проект «Кибер-Пушкин 1.0 бета», Тетерину понадобилось два с половиной года. Мне довелось посмотреть этот проект на первой выставке российского цифрового искусства в Москве «Новый отсчет». Весь третий этаж Центрального дома художника был буквально напичкан современной техникой. На одном из огромных мониторов киберсущество с внешностью Сергея Тетерина машинным голосом читало стихи. Прислушавшись, я улыбнулся: слишком уж походили эти творения на поэзию капитана Лебядкина (кстати, Сергей Тетерин и начинал как поэт в объединении ОДЕКАЛ, которое расшифровывается как «Общество детей капитана Лебядкина»).

Оказалось, что стихи написала компьютерная программа, в которую автор вбил «лучшие образцы» поэзии Есенина, Мандельштама, Вертинского и Пригова. Машинные вирши были примерно такими: «Он был похож на скрежет тормозов, // Она синюшными губами привлекала. // Соединенье между ног не помогало // Слиянью праздных тел, // крушащих мир».

Непонятно, чего больше в этом проекте: то ли стеба над поэтами, которые продолжают писать стихи и ищут вдохновение и т. д., то ли критики и предостережения: смотрите, в будущем машины заменять человека даже в таком тонком и интимном деле, как стихи. А может быть, автор высмеивал свое поэтическое прошлое или - ну это и вовсе нелепое предположение! - решил поглумиться над друзьями-поэтами: все еще продолжаете писать стихи? тогда «Кибер-Пушкин» идет к вам!

Спустя два года, поквитавшись с собственным поэтическим прошлым и поиграв в виртуальность, Сергей Тетерин решил стать понятным для масс.
Медиа-искусство, или media-art, использует в качестве художественного поля современные коммуникационные технологии — такие как Интернет, телефонная связь, любой другой вид и формат передачи сигнала по проводам или через эфир. Новейшие телекоммуникационные пространства и привычные приборы (такие как телевизор или пейджер) используются медиахудожниками в необычном ключе: на них возлагается основная роль при создании художественного произвеения или акции

Тем более что сменился художественный тренд: на фоне разочарования художников и зрителей высокотехнологичными примочками стало возвращаться в моду все аналоговое и аутентичное. Новый проект Тетерина «Киномясорубка» отлично переосмыслил эту тенденцию. К обычному ноутбуку художник присоединил... мясорубку, купленную на пермском блошином рынке. При вращении ручки агрегата на экране компьютера появлялось -о чудо! - кино.

Получилось как минимум забавно: а какие еще эмоции может вызвать доисторическое устройство, воткнутое в компьютер? С другой стороны, проект был весьма серьезен и критиковал современную массовую культуру и пассивность зрителя: визуальные образы - это фарш, которым кормят наивного потребителя. Выход - возвращение к ручному производству, как в первую эпоху кино: хочешь смотреть - крути ручку. Это не просто лежать на диване и переключать кнопки ТВ.

Критические высказывания можно найти и в других проектах художника. Например, на нынешней «Арт-Перми» Сергей Тетерин, страстный коллекционер видеоарта и всевозможных киноредкостей, дарил публике «Циркулярный видеодиск». Диск, на котором были записаны лучшие произведения из его коллекции, содержал надпись: «Пожалуйста, подарите этот DVD хорошему человеку не позднее чем через одну неделю после того, как его подарят вам!» Акция была направлена в адрес существующего законодательства в области интеллектуальной собственности. Именно в это время Александра Поносова прокуратура обвиняла в использовании нелицензионных программ Windows компании Microsoft.

Другой проект и вовсе выворачивал наизнанку систему нынешнего потребления искусства. В то время как в кинотеатрах, музеях и т. д. нужно покупать билет за просмотр искусства, Сергей Тетерин решил платить зрителю деньги сам. Созданная при Центральном выставочном зале галерея видеоарта «VideoToчкa» работала под лозунгом «Арендуем глаза и мозги посетителей по сходным ценам! Вы можете разбогатеть на просмотрах российского видеоискусства!»

Странную выходку, противоречащую здравой логике, художник объясняет тем, что в будущем все галереи и музеи современного искусства начнут платить посетителям за просмотр предлагаемых экспозиций. Потому что внимание человека сегодня стоит все дороже и дороже, а знакомство со смыслами современного искусства требует от человека все больше и больше умственных усилий. Мало того, Тетерин взялся предсказывать будущее, когда будет выстроена новая экономическая система: правительства и фонды будут финансировать музеи и галереи современного искусства, а администрации музеев и галерей возьмутся оплачивать зрительский труд в виде «билетов наоборот».

Многие проекты Сергея Тетерина постоянно балансируют на тонкой грани - между почти возвышенной романтикой и жестким прагматизмом. Это ведь шестидесятники придумали разделять физиков и лириков, но в реальности все оказывается сложнее. Сергей Тетерин научился уживать в себе поэта современных технологий и профессионального менеджера (его саморекламе можно только позавидовать). Именно такой гибрид сделал возможным существование бренда «медиахудожник Сергей Тетерин».

Юрий Куроптев
"Деловое Прикамье" (2007)
 
Ссылка в тему: Маршалл Маклюэн - выдающийся канадский философ новых медиа www.mcluhan.ru
 
« Пред.