ВЕНА: МОБИЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ

проект выставки мобильной фотографии
автор: Сергей Тетерин, 2006



Выставка представляет собой экспозицию из 12 фотопринтов 30х40 см, представляющих столицу Австрии Вену через объектив мобильного телефона SHARP GX-E30. Пермский медиахудожник С.Тетерин сделал несколько сотен мобильных фотографий Вены во время своего пребывания там с сентября по ноябрь 2005 года. Лучшие и самые яркие из них войдут в данную экспозицию.

Выставка поднимает вопрос о том, имеет ли понятие "мобильная фотография" право на существование, действительно ли это новое направление актуальной фотографии? Подчеркнуто заниженное качество снимков сочетается с непривычной техникой съемки, роднящей "мобилографию" с уже общеизвестной и признанной "ломографией".

Сергей Тетерин в Вене

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Екатерина ДЕГОТЬ

Во французском языке есть слово viennoiseries, "венскости", которым называют всякие сладости. Да, Вена приторна: беззаботный венский вальс, комфортабельный венский стул, подпрыгивающий идиотизм оперетты, Моцарт, взбитые сливки, якобы непереводимое слово Gemutlichkeit, то есть уют... Здесь и сегодня можно прекрасно поесть, выпить хорошего вина и оказаться на винограднике буквально в центре города. Но одновременно - это город с волнующим запахом тлена, город утраченных иллюзий, призрачных претензий, отчаяния, черного юмора и абсурда, город андеграунда, радикалов и эксцентриков. Это город, потерпевший не один крах, и значит - очень настоящий город. Это город нематериального: музыки, мысли и кофе. В его крепчайшей атмосфере родились чуть ли не все влиятельные идеологии ХХ века, включая фрейдизм, сионизм и антисемитизм. Здесь поэты всегда были либо чиновниками, либо бездомными, а художники еще тридцать лет назад водили друг друга по улицам на поводке; в этом городе один обыкновенный писатель начала XIX века, которого сейчас проходят в школах, сочинял и печатал романы, где специально не использовал некоторые буквы (да не какие-нибудь, а "a", "b" и "c"), а один эрцгерцог, личный друг наследника престола, в 1883 году сочинил для придворного театра балет "Убийцы", в котором волосы танцовщиц были украшены электрическими лампочками. Сам же наследник престола писал антиправительственные статьи в газеты...

В такой город нельзя не возвращаться снова и снова.

(цит. по книге "Вена")


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Пресса о мобилографии: журнал DigitalPhoto

Аллахвердиева Василина
Шпионские игры

Звездный час телефонов со встроенными фотокамерами наступил в России еще в декабре 2003 года. Тогда в СМИ был опубликован тайный "мобильный" снимокгосподина Ходорковского в зале суда. Эта съемка стала лучшей рекламой фото-телефонов: прославившийся снимок был сделан несмотря на запрет фотографировать в зале суда, немедленно транслирован в масс медиа и при этом не повлек репрессий , поскольку съемка была проведена незаметно для окружающих.

Миниатюрная многофункциональная штуковина, родившаяся как волшебный шпионский дивайс, открыла невероятные возможности для начинающих Джеймсов Бондов и закоренелых вуайеристов. Миникамера под прикрытием телефона творила чудеса и проникала в пространства, где съемка была запрещена или неуместна по этическим соображениям.

Следующей целевой аудиторией камерофонов стали поклонники sms-общения. Для них, телефон со встроенной камерой стал новым шагом в интерактивной коммуникации. SMS общение изначально было ориентировано на лаконичные мессэджи, состоящие из аббревиатур, комбинаций из цифр (gr8 - great, 2C - to see, B4 - before) и знаков препинания. Искушенные пользователи даже создали свой sms-язык, в котором бесконечные конфигурации "смайликов" и других удивительных символов стали основным средством для выражения эмоций. На смену этим пиктографическим элементам, ставшим принципиально новым языком международного общения, естественно, пришли визуальные образы. Трансляция визуальных образов дает огромную экономию "речевых" усилий и времени. Если вы что-то увидели и хотите срочно поделиться с любимыми, то словесное описание будет чудовищно громоздким, потребует кучу времени и все равно не приблизиться к "реальности". Зрительный же образ не только траслируется, но и воспринимается адресатом мгновенно. Изобразительный ряд представляет из себя грандиозный сгусток информации, "упакованный" в один единственный неделимый знак-символ.

Интерактивный лубок

Как это обычно бывает, со временем любое новое явление субкультуры из предмета народного увлечения и маргиналий превращается в объект высокой культуры. И если sms-язык в свое время был кодифицирован и оформлен в виде отдельного тома "Краткого оксфордского словаря английского языка", то мобильные фотографии вылились в целое направление современного искусства.

В 2004 году фотохудожник Дмитрий Резван объявил о новом направлении в искусстве - "Мобилографии" и организовал "Всемирное Общество Мобилографов". Возникновение этого направления соответствует тенденции расширения границ искусства, сопровождающейся масштабным захватом новых территорий: актуальные художественные практики перерастают границы традиционного искусства и выходят на свободную арену информационного пространства. Мобилография (от латинского mobile - "подвижный", и греческого graph - "писать") в определении Резвана - это "разновидность фотографического искусства, при котором в качестве инструмента используются электронные приборы со встроенной цифровой фотокамерой первоначально не предназначенные для профессиональной фотосъемки, такие как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры, компасы, бинокли, зажигалки и тому подобное". Учитывая специфику современного рынка, в роли подобных электронных приборов чаще всего оказываются именно мобильные телефоны. Камерофон отныне не просто полифункциональный гаджет, но и источник вдохновения. Для профессионалов - это своего рода дигитальный альбом для фотозарисовок, который всегда под рукой. Более того, полученные с помощью камерофонов изображения имеют собственную эстетическую ценность и вполне, по мнению Дмитрия Резвана, могут претендовать на звание произведений искусства.

Мобилографию роднит с "примитивом", "китчем", "лубком" запредельный минимализм, отсутствие "высокого качества", стремление добиться совершенства формы. Это тоже искусство народное, массовое. Точно также и лубок, уличная вывеска или граффити в разное время привлекали художников своей особой эстетикой, экспрессией и идеологией. У мобилограмм тоже выработался собственный стиль, сформированный в результате коллективного творчества и обусловленный техническими особенностями производства. В мобилограмме синтезируется культура мобильных телефонов и фотографии, порождающие феномен общения с помощью фотоснимков. Культура мобильников задает этому явлению параметры интерактивности и игры, а фотография апеллирует к традициям "выского искусства" как бы в очередной раз приобщая к нему массы. Непретенциозность мобильных фотокамер, их принципиальный "дилетантизм", раскрепощают фотографа, который отныне перестает быть заложником профессиональной аппаратуры. И в то же время, минимальные возможности для съемки дают ему максимальную возможность продемонстрировать свои творческие способности.


Чувственный пиксел или цифровой импрессионизм

Именно с целью проявить мастерство в жанре мобилографии и был задуман проект "Актуальная мобилография". Куратор проекта Агей Томеш, пригласил дюжину самых известных современных российских художников. В истории искусства художникам неоднократно приходилось осваивать и развивать новые технологии. Так, в 60-е годы корейский медиахудожник Нам Джун Пайк изучал экстремальные возможности портативных видеокамер, а в 90-е уже целые арт-группы обучали компьютеры писать стихи, петь песни и рисовать. В проекте "Актуальная мобилография" художникам разных поколений и направлений раздали мобильные телефоны со встроенными камерами и предложили сделать свои шедервы актуального искусства. В итоге этого эксперимента наиболее эффектные снимки будут напечатаны на бумаге немыслимым ранее для мобилографии размером 120х160 см. И это тоже концептуальное решение.

При распечатывании мобилограмм на бумаге, выяснилось еще одно интересное свойство. Поскольку матрицы фотокамер, встроенных в мобильники имеют микроскопические по сравнению с современными цифровиками размеры, то изображение получается заметно пикселлированным. Что не испугало художников, которые всегда были неравнодушны к "дефектным" картинкам. В погоне за специфической фактурой кадра раньше уже использовались самые разные технические средства (от камер слежения до устаревших кино- и фотоаппаратов). Не удивительно, что в пикселе, этом атомарно-элементарном конструирующем звене новых медиа образов, также был обнаружен художественный потенциал. Художники занялись формальными экспериментами с самим пикселом, который при "распечатке" фотографии большим форматом превращается в "грубый" квадрат. Такое фото можно не распечатывать на бумаге, его можно, например, выложить на кухне кафельном плиткой. В общем, мобилография породнилась с мозаичными типами искусства.

Впрочем, художники уже давно работают с пикселом. Еще задолго до мобилографии голландский художник Арно Коэнен создавал гигантские мозаичные панно на различные сюжеты массовой культуры, материализуя готовые пиксельные картинки, взятые из компьютерных игр или телевизионных заставок, где каждый пиксел воплощался в отдельную мозаичную плитку. В свою очередь, в России этот прием использует в своих работах Виталий Пузенков, который камуфлирует живопись под цифру. Таким образом, у гигантских "мозаичных" мобилограмм есть предтечи - художники, стремящиеся радикализовать, подчеркнуть "искусственную" природу изображения.

Так, недостаток мобилограмм обернулся их главным формально-конструктивным достоинством и даже получил громкое определение "цифровой импрессионизм". Действительно картинка, разбитая на множество красочных пикселов, в чем-то сближается, к примеру, с оригинальной "точечной" техникой Жоржа Сёра и других пуантилистов. Как известно французский живописец был одним основателей течения неоимпрессионизма, которое называл "дивизионизм" или "пуантилизм". Мозаически-дробная структура подобной живописи делает её мерцающей и подвижной. Как ни парадоксально, художники жившие во второй половине 19 века, невольно оказались у истоков цифрового искусства. В стихотворении о "дивизионизме", Сёра так описывает свою уникальную технику:

Точка. Точка.
Рядом точка.
Вышел облака кусочек.
Синий цвет на землю тенью
Лег в среде земных растений.

В интерпретации мобилографов это четверостишье звучало бы скорее всего так:

"Пиксел. Пиксел. Рядом Пиксел..."

Эта зернистость наделяет изображение"красочностью", движением и светом, особой чувственностью. Каждый цвет сохраняет свое " достоинство". К тому же, при максимальном увеличении, на первый план выходят детали, не заметные невооруженному глазу. Происходит своеобразный эффект "блоу ап", когда случайный снимок становится уликой в расследовании. Только в данном случае это расследование не бытового преступления, а скрытых технологий современного искусства. Сама технологическая подоплека искусства становится эстетическим посланием.

Техническое несовершенство продукции неодушевленного прибора художник преобразует в живописность. Эта живописность изначально имеет техническую природу. Художник как бы разрешает программе "изуродовать", "испортить" изображение и даже способствует ей в этом, увеличивая картинку. Но эта демонстративная безобразность присваивается художником как прием и тем самым уродство перерождается в высокую эстетику безобразного.

Один из участников проекта "Актуальная мобилография" - Семен Файбисович мастер "критического фотореализма". Грубо говоря, один из базовых принципов фотореалистов и гиперреалистов - воспроизведение в живописи окружающей действительности с фотографической точностью и подробностью. В данном проекте, этот принцип упрощается: живописность достигается за счет многократного увеличения снимка при печати, а не монотонного переноса изображения на холст. И хотя такое изображение брутально-техногенно, и идет в разрез с прежней "глянцевой" эстетикой пленочной фотографии, это не мешает С. Файбисовичу превращать грубость в отчетливость, создавая концептуальные произведения, в том числе и на свою излюбленную тему - московское метро.

Представитель московского концептуализма, Вадим Захаров, исследует мобилографию в концептуальном ключе. Художника интересует сама ситуация фотографирования на камерофон. Что можно снять во время телефонного разговора, не отрывая трубку от уха, когда камера делает "неудачные", пустые снимки.

Франциско Инфантэ и Нонна Горюнова с 60-х гг. занимаются, как они сами определяют, искусством "Артефакта", продуктом которого является - фотодокументация художественных акций ("артефактов") на природе. В рамках проекта "Актуальная мобилография" художники делают снимки геометрических объектов, вынесенных в природную среду.

Другие участники проекта - Андрей Бартенев и Владислав Мамышев-Монро - известные мастера "карнавала"; Константин Звездочетов, гений нео-лубка; неподдающийся простым дефинициям Владимир Дубосарский; вечно переменчивый Олег Кулик; мерцающе-рафинированный Сергей Шутов и народно-патриотический Александр Шабуров, регулярно работающие с новыми медиа. Станет ли мобилография для этих художников возможностью для осуществления новых экспериментов, покажет выставка "Актуальная мобилография", которая пройдет в рамках фестиваля "Мода и стиль в фотографии" в Московском центре фото и медиа искусств.

Выставка выявит, какие перспективы открывает нам мобилография и на смену каким культурным традициям она пришла. Безусловно, мобилография таит в себе много неизведанного, она способна расширить горизонты фиксации личных переживаний, случайных эмоций, потаенных страстей и утраченных воспоминаний. Ведь в объектив миникамеры, в первую очередь, попадают лица близких людей, домашних животных и любимых предметов, то есть всяческая приватность. Уже сейчас мобильный телефон выполняет очень странные функции и аккумулирует огромную культурную традицию различных способов сохранить частичку чего-то любимого. Вспоминаются старинные нагрудные медальоны с портретами возлюбленных, портмоне с дорогими сердцу "карточками", потайные и настольные рамочки для уединенных вздохов, "знаковые" сушеные цветочки в книге, интимные дневники, амулеты и золотистые локоны, бережно припрятанные в разного рода инкрустированных шкатулках.

 

ССЫЛКИ:

О телефоне SHARP GX-E30
Персональный сайт Сергея Тетерина